История – это очень интересный и в то же время непростой предмет. Однако изучать ее надо, как минимум, для двух вещей. Во-первых, чтобы не повторять ошибок прошлого, а во-вторых, чтобы, собственно, помнить, откуда пошло все вокруг. В нашем конкретном случае, чтобы помнить о том, с чего начиналась история славного города Актау.
А кто, как не директор «Музея трудовой славы ПГМК» Марат Шушаков, владеет наиболее подробной информацией о событиях, предшествующих началу строительства города у моря. С ним и состоялся наш разговор, посвященный тому времени.
Немирный атом
Середина 50-х годов XX века – это период, когда тон основным мировым событиям задавали две страны: Советский Союз и Соединенные штаты Америки. У кого было больше атомных бомб, тот и был прав.
Советскому Союзу для создания новых атомных бомб были необходимы новые месторождения урановых руд. По словам Марата Шушакова, располагались они, в основном, вдоль границ СССР: в Киргизии, Узбекистане, и конечно, в Казахстане:
- Для поиска урановых месторождений на Мангышлак была отправлена геологическая экспедиция под руководством Анатолия Ивановича Кореневского. О том, что уран здесь есть, говорили данные аэрофоторазведки.
Курировало эту экспедицию Министерство среднего машиностроения, руководил которым Ефим Павлович Славский. Именно от его воли, в основном, зависело то, будет ли создан в этом районе город, или же нет.
Обнаруженная на нашем полуострове урано-фосфатная руда оказалась бедна основным продуктом. Поэтому и добывали ее открытым способом. Однако она была богата различными редкоземельными элементами, в частности, скандием, который в больших объемах производился на Мангышлаке в середине 70-х годов XXвека.
С какой стороны Каспия быть Актау
По словам Марата Туркпенбаевича, изначально расположить наш город планировалось с другой стороны Каспийского моря. Работа в этом населенном пункте должна была проводиться вахтовым методом. При этом и называться он должен был вовсе не Гурьев-20, а Махачкала-40:
- Это было связано с тем, что наш край был достаточно не обжитым регионом. Когда геологическая экспедиция Анатолия Кореневского прибыла сюда, то все, что они увидели вокруг – это были отдельные стоянки животноводов и сезонные лагеря для рыбной ловли.
Но, работа есть работа. Геологи начали выбирать место для размещения полевого лагеря. Первоначально он был разбит во впадине Карагие. Однако сразу же возникли сложности, связанные с возможностью организаций посадок самолетов. Все-таки местность вокруг была холмистой. Встал вопрос о необходимости выбора нового места для лагеря геологов:
- Дело в том, что продукты питания, почта и прочие грузы доставлялись геологам самолетами. И, если по какой-либо причине посадка была невозможна, люди оставались ни с чем.
Даже просто для того, чтобы доставить людям питьевую воду, приходилось преодолевать около 150 километров из Форта-Шевченко. При этом стоит помнить, что нормальной прямой дороги тогда не было. У каждого водителя была свой путь. Вот почему полуостров Мангышлак в свое время называли «краем тысячи дорог». Каждый водитель знал свою дорогу, которой он и придерживался во время пути.
От палаток до большой стройки
В поисках нового места для расположения лагеря геологов Анатолий Кореневский с товарищами приехал на мыс Меловой. Осмотревшись, они выбрали в качестве места стоянки тот участок, на котором сегодня расположен парк «Акбота». В свое время этот район служил местом захоронения окрестных жителей:
- Причин разбить лагерь именно у Каспийского моря было несколько. Во-первых, здесь было прохладнее. Во-вторых, можно было организовать хоть какой-то досуг для людей.
Кроме того, окружающая местность представляла из себя большое плато, на котором без труда могли садиться грузовые самолеты. По одним данным, самолеты в то время садились в третьем микрорайоне. По другим данным, в районе питомника. Вполне возможно, что по мере застройки третьего микрорайона взлетно-посадочная полоса была перенесена подальше от будущего населенного пункта. Таким образом, лагерь геологов располагался там, где сегодня находится городской парк.
Геологи продолжали заниматься поиском полезных ископаемых. Жили они, в основном, в землянках и палатках. Вагончиков на всех не хватало.
Со временем темпы работы увеличились. Встал вопрос о строительстве города:
- В 1959 году из туркменского города Красноводск-23 (прим. Кызыл-Кия) в расположение лагеря геологов Анатолия Кореневского прибыла первая автоколонна строителей под руководством Дмитрия Семеновича Захарова. И когда будущий начальник строительства города осмотрелся вокруг, то, конечно, на первый взгляд местность показалась ему не слишком пригодной для большого строительства. Ведь и климат в этой местности тогда был не такой, как сегодня. Здесь постоянно были ветра и пыльные бури.
Но, все же, строительство города началось. По словам Марата Туркпенбаевича, первоначально Дмитрий Захаров и Анатолий Кореневский распланировали то, с каких объектов начинать возведение города.
Кроме того, им предстояло решить и сложности с транспортировкой грузов. Ведь, как и вода, грузы для строительства доставлялись сюда за несколько сотен километров. Морем грузы доставлялись в порт Баутино, где они перегружались на грузовики, и по бездорожью доставлялись на мыс Меловой.
Как только были возведены первые капитальные здания, в них переселили часть геологов из лагеря Анатолия Кореневского, а также строителей будущего города. Со временем лагерь и вовсе был свернут.
Историческое значение
По мнению директора «Музея трудовой славы ПГМК», сегодня только старожилы помнят о том, что когда-то на месте парка «Акбота» был лагерь геологов:
- Сегодня, когда мы отмечаем столетие со дня рождения Рубена Арамаисовича Григоряна, на месте, где когда-то был разбит этот лагерь, необходимо или возвести какую-нибудь стелу, или хотя бы установить стилизованную палатку. Это необходимо для того, чтобы мы помнили о том, что именно здесь когда-то находилось первое поселение людей, прибывших осваивать Мангышлак. Они были первопроходцами, благодаря активной работе которых и было принято решение о строительстве нашего города. Это история, о которой мы должны помнить.
Радио Тандем 104.7 FM,
Актобе,проспект Абулхаир-хана 25, офис Радио Тандем
Казахстан